Вертикальный и факторный анализ

Вертикальный анализ отчетности подразумевает ее представление в виде относительных показателей. Все статьи отчета о прибылях и убытках приводятся в процентах к объему выручки от реализации; статьи баланса приводятся в процентах к итогу баланса, что позволяет анализировать их структуру.
Факторный анализ по схеме фирмы Du Pont демонстрирует зависимость показателя «рентабельность собственного капитала» от факторов «рентабельность реализованной продукции», «ресурсоотдача» и «финансовый леверидж».
Взаимосвязь показателей рентабельности активов (ROA), рентабельности реализованной продукции и ресурсоотда-чи выражается формулой фирмы Du Pont.
ROA = (Рентабельность продукции) • (Ресурсоотдача) = =(Чистая прибыль / Выручка от реализациях х(Выручка от реализации/ Сумма активов)
Повышение рентабельности активов, таким образом, может достигаться за счет как повышения рентабельности продукции, так и повышения ресурсоотдачи.
Рентабельность собственного капитала (ROE) рассчитывается умножением коэффициента ROA на специальный мультипликатор, характеризующий соотношение собственного капитала и авансированных в деятельность компании средств (финансовый леверидж, или финансовый рычаг):
ROE = ROAхМультипликатор собственного капитала = — (Чистая прибыль / Сумма активов) • (Сумма активов / / Собственный капитал) 0 0.2)
Можно объединить формулы (10.1) и (10.2) для получения расширенной формулы фирмы Du Pont
ROE = (Чистая прибыль / Выручка от реализациях х(Выручка от реализации / Сумма активов)х х(Сумма активов / Собственный капитал) (10.3)
С помощью показателей формул фирмы Du Pont специалисты по сбыту могут изучать, какое влияние на рентабельность оказывают увеличение цен реализации, изменение ассортимента продукции, выход на новые рынки сбыта. Для бухгалтеров больший интерес представляют анализ расходных статей и поиск путей снижения себестоимости продукции. Для финансовых аналитиков интересна роль изменения уровня тех или иных видов активов. Финансовый менеджер может провести сравнительный анализ использования различных стратегий финансирования, попытаться найти возможность снижения расходов по обязательным процентным платежам, оценить степень риска в случае привлечения дополнительных внешних источников финансирования, необходимых для повышения рентабельности собственного капитала.